Меню сайта
Друзья сайта
  • Магазин косметики
    ID менеджера:8311470
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 27
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » 2011 » Август » 28 » Вашему вниманию предлагаются воспоминания полковника Игоря Сисмеева и других сослуживцев по 14 дивизии ПВО о возвращении нашего полка из ком
    02:32
    Вашему вниманию предлагаются воспоминания полковника Игоря Сисмеева и других сослуживцев по 14 дивизии ПВО о возвращении нашего полка из ком
      ВОЗВРАЩЕНИЕ

     

    В середине августа 1986 года заканчивался срок пребывания нашего братского 655 иап в Демократической республике Афганистан.  Надо было подготовиться к его встрече и облетать радиотехнические средства навигации и посадки на аэродроме Пярну. Эту ответственную задачу, при отсутствии в Армии летающей лаборатории и вместе с тем, при  наличии на аэродроме Пярну, своих подготовленных летчиков (ВИ.Черепова и В.Пащенко), генерал Э.Ю Адамайтис,  почему-то поручил выполнить лично мне.

     При этом, два полета на облет  пришлось выполнять сразу же после праздника, 19 августа с аэродрома Тапа, на спарке, подвесив на нее подвесные баки.  Выполненный в СМУ, при высокой десятибалльной облачности  с нижней границей 600м и видимости 5 км,  облет наземных средств, из-за малого количества контрольных заходов,  меня не особенно устраивал, но, тем не менее, по облетанным  нами системам можно было летать и заходить на посадку. Решили, что  их окончательную доводку, сделает Н.А. Митрофанов, когда вернется с полком домой.

     

                655 иап вернулся в Пярну, как-то совершенно для нас неожиданно. Хотя мы и ждали, но никто в Армии не знал точного его  дня прибытия. Информация о том, что наземный железнодорожный эшелон полка проследовал по Эстонской земле в направлении станции Пярну, поступила через ОД КП дивизии п/п-ка О.Прокопенко, от железнодорожного военного коменданта станции Таллинн.

    Вошедший,  в самом начале рабочего дня  в кабинет, нач ИАС п-к Гультяев АП, сказал: « В Пярну,  вернулась из Афгана ТЭЧ 655 полка. Надо ехать встречать и в случае чего, помочь им  на месте ».

    Через час мы с АП Гультяевым были на грузовой рампе жд станции Пярну, куда маневровый тепловоз подавал небольшой смешанный грузо-пассажирский состав наземного эшелона.  В составе поезда, кроме платформ с спецавтомобилями ТЭЧ, было два пассажирских вагона  для личного состава, на одном из которых, мелом,   большими буквами прямо  по борту, был написаны слова « БАГРАМ– САЛАНГ- ПЯРНУ – ДОРОГА  ЖИЗНИ». Старшим эшелона был, начальник ТЭЧ полка м-р Иван Степанович Шипилин.

    Весть о том,  что « Наши вернулись из Афгана», в миг разлетелась по гарнизону.

     К грузовой рампе жд станции потянулись жены с детьми, друзья и родственники, прибывших  «фронтовиков-интернационалистов». 

    Сдерживая слезы, можно было наблюдать  такую трогательную картину, когда из остановившегося состава вышли обожженные войной и  горячим Афганским солнцем загорелые крепкие мужики и вместо того чтобы броситься в объятья  долгожданных жен и детей, они поднялись на грузовые платформы и деловито начали работы по разгрузке эшелона.  Молодая женщина, с годовалым ребенком на руках, стоя в пяти метрах от жд платформы, переговаривалась с вернувшимся мужем, который занимался своим делом – отшвартовывал привязанный к платформе спецавтомобиль, лаборатории инструментального контроля.

     Они,  все прибывшие, лишь только тогда, добрались до своих квартир, к своим семьям и подругам, когда эшелон был полностью разгружен, когда вся техника была перегнана на аэродром и заняла свои, год назад покинутые места, когда был выставлен караул и когда  стрелки часов показали второй час ночи. При этом ИС Шипилин назначил построение на десять часов утра и объявил, какие для них на «сегодня» запланированы задачи.  Никто из стоящих в строю не задал вопроса, не промолвил  ни слова. В их сознании еще была война, они продолжали жить ей, зная, что выживут лишь при условии воинского братства,  высокой исполнительности и верности долгу.

     Таковым тогда был наш простой,  советский авиационный «технарь», скромный труженик войны, не всегда, по мнению «пехоты» владеющий безупречной строевой выучкой и выправкой,  слегка «мешковатый» и не всегда опрятно носящий,  тяжелую неудобную «техничку», но всегда ждущий и волнующийся как за родного, за выпущенный им  в полет экипаж, и никогда не оставящий на стоянке товарища, восстанавливающего неисправный самолет.  Спасибо Вам « авиационные технари» -  наши скромные братья, наша сила, поддержка и наша уверенность.

    Среди прибывших наземным эшелоном, здесь на грузовой станции, я встретил лишь одного знакомого мне человека – прапорщика, фельдшера-чеченца, прикомандированного к полку  из санчасти  Хаапсалу.

     Он узнал меня и радостно бросился обниматься как к родному. 

    «  Здравствуй. Здравствуй долгой. Тебя что, никто не встречает?»

    « Мои все в Хаапсалу. Они меня там ждут. А мне нужно сдать в санчасть два ящика с медикаментами и медоборудованием. И после этого, ИС Шипилин сказал, что я свободен»

    « Ящики большие?»

    « Да нет, Чуть больше посылочных»

    « А деньги у тебя на дорогу есть?»

    « Деньги есть, Все есть. Вот только надо дождаться, когда машины в гарнизон пойдут»

    « Они пойдут не скоро, пока не сформируют колонну. А ты бери  УаЗ, завези и сдай в санчасть свой багаж, а потом водитель отвезет тебя на автовокзал, и оттуда поедешь домой. Такой вариант тебя устраивает?»

    « Ой, что Вы. Конечно, устраивает. Большое спасибо. А вот вам на память китайская авторучка с золотым пером. Возьмите.»

    «Спасибо и тебе. Хорошая будет память».

    Он сел на уазик и уехал.  Больше мы с ним по жизни не встречались.

     

    Наконец по диспетчерской линии и линии КП, прошла заявка на перелет воздушного эшелона полка. Возвращение в Пярну  планировался на 26 августа, однако по ряду причин перелет в этот день не состоялся. На следующий день, 27 августа, где- то в районе одиннадцати часов пришел ИЛ- 76 с передовой командой. А буквально через час, разбудив дремавшую более года тишину курортного Пярну,  над городом  на малой высоте, обминув телевизионную вышку,  пронеслось первое звено  истребителей. Отстрелив залпом весь комплект тепловых ловушек, звено распустилось и произвело посадку. Остальные звенья, накатываясь волнами на пятиминутном интервале, пролетали  над полосой, знаменуя свой приход грозным ревом двигателей и дружным фейрверком тепловых ловушек. С посадкой последнего экипажа, над КДП, взвились сигнальные ракеты всех имеющихся там цветов.   Так Группа руководства полетами, возглавляемая п/п-ком А. Михайловым, приветствовала возвращение своих  долгожданных боевых побратимов.

    Из боевого похода 655иап не вернулись двое: старший штурман полка, Герой Советского Союза подполковник  АН Левченко  и прикомандированный из Хаапсалу техник самолета, старший лейтенант Витас Юхнявичус, погибший от возгорания в руках тепловой ловушки, в канун вылета полка на Родину. ( Кроме погибших Левченко и Юхнявичуса из Афгана на Родину в « Черном тюльпане» вернулись начфиз 425 иап м-ра АС Калинин и начальника штаба Хаапсалуского обс рто, молодой седовласый капитан. Они в Афгане встретились, отметили встречу купленной в духане  «водкой-паленкой» и,  отравившись, вместе ушли в вечность..)

     

                О том, что происходило на аэродроме после посадки и заруливания последнего звена, можно говорить много и долго. Пустовавший более года аэродром, расцвел радостными лицами встречающих и вернувшихся. Объятья, улыбки, цветы все перемешалось в один яркий букет выплеснувшихся эмоций. На фоне этого моря счастья и радости особо запомнился и поразил  мне крайне усталый и какой-то отрешенный взгляд командира полка Николая Алексеевича Митрофанова, не увидевшего среди встречавших ни одного знакомого лица тех, кто полтора года тому назад  отправлял полк в Афганистан. Вокруг были незнакомые лица новых начальников. Как с ними сложится дальнейшая служба в ПВО?

     И каким же убогим и бездушно-казенным, среди эйфории долгожданной встречи,  оказался митинг по случаю возвращения полка, организованный командиром дивизии НФ Скороходом и нач политотдела АА Максимовым. Сухие слова и скрытые предупреждения и угрозы, что надо отвыкать от Афганской вольницы, приводить всё в уставной порядок и крепить боеготовность западных рубежей, казенно звучали из  их уст. Не пережив подобных  лишений, они не могли понять состояния души, вернувшихся из дальнего похода.

                За несколько дней до прилета полка, на совещании  в управления дивизии состоялся  разговор  о том, как вводить полк в строй « без снижения боеготовности» системы ПВО 14 дивизии. Командир и поддерживающие его замы, ратовали за скорейшее заступление полка на боевое дежурство.

    Исходя из своего личного опыта возвращения из подобной командировки, я  откровенно высказал НФ.Скороходу свое мнение, что всех вернувшихся летчиков и большую часть техников  надо срочно отпустить в отпуска, а потом провести ВЛК и вводить в строй. Люди более 15 месяцев не отдыхали и настрой их совсем не такой как он думает. Люди, прошедшие войну, это не те, кого можно легко «нагнуть». Они будут слушаться  только своего командира п-ка НА Митрофанова, с которым вместе прошли огонь, воду и без  наших медных труб, возвращаются на Родину.  Полтора года дивизия выполняла свою задачу без них, потерпит еще три месяца. Авиация двух остальных полков дивизии справится.

     П-к Скороход сразу стал в позу и заявил, что нас не поймут в верхах, «…как это так, целый  боевой полк гуляет? И вообще, у нас армия, а не колхоз, где каждый делает что хочет. Есть присяга, и есть приказы, которые надо выполнять».

    « Они Присягу  и Приказы с честью выполнили в Афгане. А сегодня, за окном  не 1942 год и за спиной  нет Сталинграда. Когда надо было держаться  до последнего, положив все на алтарь Отечества.».   

    Мои доводы их не убедили. Им нужно было отрапортовать в армию, Командующему генералу ГВ Кромину, что дивизия повысила свой «боевой потенциал», а тот в свою очередь спешил доложить Главкому В ПВО, что в Армии за счет заступления на боевое дежурство 655 иап, резко возросла «потенция»  и Армия больше не «импотент». ( Буквально через девять месяцев Матиас Руст на практическом примере покажет, кто на что способен. Кто способен летать и воевать,   а кто сидеть на  высоком КП, и бояться принять ответственное,  волевое решение)

     

                Спустя пару дней после прилета полка, командир дивизии, одетый в полевую форму появился в гарнизоне Пярну и сам лично начал  «выбивать вольнодумство из голов афганцев», методом проведения тактико-строевых учений по отработке «боевой слаженности подразделений и полка в целом». Начал он с отработки посадки личного состава на кузов грузового автомобиля.

     Об этой  командирской дикости и «унтер–пришибеевщине»,  с «чувством отвращения   и брезгливости» неоднократно вспоминают участники форума на сайте «655 иап. Форума Авиа Ру», начиная с 2006 года. Я  же об этом и писать не хочу

                Немного позже у кого-то, «там, на верху»,  все же проснулся разум,  и вопрос с отпусками афганцев был решен положительно. Но тем не менее, первый плевок в душу афганцев был сделан, а сколько их еще будет в переди… ?

     

    Специально  к 25 годовщине возвращения 655 иап из Афганистана на Родину. Записано со слов свидетелей  и участников тех далеких событий.

    Материал предоставлен Игорем Сисмеевым

    Просмотров: 4252 | Добавил: alexey | Теги: http://655iap.ucoz.ru/news/vozvrash | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Календарь
    «  Август 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Случайные фото
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz